ГОЛУБЕВ ГЕОРГИЙ ГОРДЕЕВИЧ
(07.04.1919- 12.05.2005)
Родился 7 апреля 1919 года в д. Жгутово, ныне Назаровского района Красноярского края, о чем есть запись в метрической книге, хранящейся в Назаровском архиве, в семье крестьянина. В 1929 году вместе с семьёй переехал в г. Ачинск, где в 1937 году окончил 9 классов средней школы №2. В школе занимался авиамоделизмом и даже участвовал в зональных соревнованиях в Новосибирске в 1932 году. В 15-летнем возрасте сам становится инструктором авиамодельного кружка. Поступил в числе первых в планерный кружок, в Ачинский аэроклуб, который окончил в июне 1939 года и остался в нём летчиком-инструктором. В августе 1939 года поступил в Ульяновскую школу пилотов ОСОВИАХИМА, которая в 1940 году была переведена в ВВС Красной Армии и стала Ульяновской военной авиационной школой пилотов (ВАШП). Стал бойцом РККА с 10 мая 1940 года. В январе 1941 года сержант Голубев окончил Ульяновскую ВАШП и был переведён летчиком-инструктором в Цнорис-Цхальскую ВАШП.
Старший сержант Голубев на фронте с 15 августа 1942 года (летчик 40 истребительного авиаполка на Закавказском фронте). С мая 1943 года – летчик 84 истребительного авиаполка на Северо-Кавказском фронте.
За период наступательных боев на Северном Кавказе и Кубани на самолете И-16 совершил 50 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника и прикрытие своих войск, сбил один самолет и 25 июня 1943 года был награжден орденом Красной Звезды. С 8 июля 1943 года он летчик 16-го Гвардейского истребительного авиаполка.
Принимая пополнение из запасного авиаполка на Кубани, гвардии капитан А.Н. Покрышкин обратил внимание на стройного худощавого летчика с вьющимися черными волосами. Это был старший сержант Георгий Голубев. При проверке в зоне Георгий оказался настоящим летчиком: по охотничьи азартным и зорким, в бою часто нападал, старался занять выгодное место для атаки. В первом боевом вылете на сопровождение штурмовиков в воздушном бою Голубев отлично ориентировался и прикрывал своего ведущего. После возвращения на свой аэродром Покрышкин похвалил сержанта и предложил стать его ведомым. Голубев с радостью согласился.
Переучившись на Р-39 «Аэрокобра», Георгий летал ведомым у знаменитых советских асов – трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина и дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова.
В августе 1943 года, рискуя своей жизнью, защитил командира, подставив под очереди фашистского истребителя свой самолет. Еле дотянул потом до своей территории на горящей машине и выпрыгнул с парашютом.
4 ноября 1943 года отважный ведомый был награжден орденом Красного Знамени, стал лейтенантом, командиром звена.
25 сентября 1944 года был награжден вторым орденом Красного Знамени.
С 27 февраля 1945 года гвардии старший лейтенант Голубев – заместитель командира эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиаполка 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-й Воздушной армии Южного и 1-го Украинского фронтов.
За воздушные бои на Висленском плацдарме и в Берлинской операции был 25 апреля 1945 года награжден орденом Отечественной войны I степени, а 13 мая 1945 года - орденом Отечественной войны II степени.
9 мая 1945 года немецкие части под командованием генерал-фельдмаршала Шернера в нарушение акта о капитуляции отказались сложить оружие. Георгий Голубев с гвардии младшим лейтенантом Кудимовым патрулировал над Прагой. Четырехмоторный Дорнье-217 пытался на бреющем проскочить на запад. Голубев догнал бомбардировщик, дал несколько предупредительных очередей, приказывая садиться. Фашистский летчик не выполнил команду. Короткая очередь – и самолет немца взорвался в воздухе. Учитель Георгия А.И. Покрышкин в начале войны первым открыл боевой счет в полку, а закрыть его довелось его бывшему ведомому Георгию Голубеву.
А в конце мая 1945 года в полк пришла хорошая весть - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии старшему лейтенанту Голубеву Георгию Гордеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Всего за годы войны аэроклубовец из Ачинска совершил 320 боевых вылетов. В 105 воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника и обеспечил уничтожение своим ведущим 35 самолетов врага.
После окончания войны продолжил службу в ВВС: инспектор-летчик по технике пилотирования авиадивизии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. После её окончания – старший инспектор-летчик Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС Советской армии, командир авиаполка, командир авиадивизии, с 30 июля 1970 года – оперативный дежурный командного пункта ПВО стран Варшавского договора. С 1977 года полковник Голубев в запасе. Жил в Киеве. Написал три документальные повести: «В паре с «сотым», «Друзья мои летчики», «Крылатые братья».
Похоронен в г. Киеве (Украина).
Его имя присвоено улице города Назарово Красноярского края с установлением мемориальной доски.
Использовались материалы книги «Присвоить звание Героя». Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, - Красноярск: Поликор, 2014.- 448 с.
Сканы документов взяты с сайта «Подвиг народа, 1941-1945» http://www.podvignaroda.mil.ru, в разделе «Люди и награждения».